вторник, 16 февраля 2016 г.

Усадьба Царицыно в Москве

Прогулка по усадьбе Царицыно в Москве. Зимние фотографии усадьбы.
Выставка "Воображаемый Восток". Бывший "Мандос"

Walk through the estate of Tsaritsyno, Moscow. Winter photos of the estate.
The exhibition "Imaginary East". Former "Mandos"

Царицыно - один из прекраснейших и масштабных архитектурных комплексов Москвы. Красивое место с печальной судьбой.
В 1775 году императрица Екатерина II, очарованная этим местом, купила усадьбу у князя С.Д. Кантемира, планируя устроить там "сущий рай" (по ее словам). В этом же году Екатерина II поручила своему любимому придворному архитектору Василию Баженову разработать проект блистательной резиденции в мавританском или готическом стиле с пейзажным парком. 
Баженов принял пожелания императрицы насчет готического стиля, но отошел от канонов, привнеся в европейскую готику смягчающие элементы, свойственные русской архитектуре (московское барокко) - "нежная" готика, как говорил сам архитектор. 
Tsaritsyno estate - one of the finest and largest architectural complexes in Moscow. Beautiful place with sad fate.
In 1775, Empress Catherine II, fascinated by this place, bought the estate of knyaz S.D. Cantemir, and she planning to build here a "sheer heaven" (in her words). In the same year, Catherine II requested to her favorite court architect Vasily Bazhenov to create draft of glamorous residence in Moorish or Gothic-style with landscape park.
Bazhenov received Empress suggestions about of the Gothic style, but departed from the canons, bringing in the European Gothic mitigating elements of typical Russian architecture (Moscow baroque) - "gentle" Gothic, in the words of the architect himself.

Продолжение - дальше, среди фотографий.
Continuation follows further among the photos


Екатерина II одобрила проект и в 1776 году началось строительство. В 1785 году состоялся первый "смотр" Царицына императрицей и что-то пошло не так. По неясным причинам Екатерина осталась недовольна осмотренными ею строениями - огромные деньги потрачены зря - таков был ее вердикт. 
Ранее бывший в фаворе Баженов был отстранен от строительства. Вместо него был поставлен Матвей Казаков - другой знаменитый архитектор того времени, ученик Баженова. Видимо, это было сделано с целью унизить мастера.
Catherine II approved the project, and in 1776 construction began. In 1785 was the first "review" Tsaritsyno by Empress and something went wrong. For unclear reasons, Catherine remained dissatisfied with examined buildings  - a lot of money spent in vain - that was her verdict.
Earlier favorite Bazhenov was removed from the building. Instead was put Matvey Kazakov - another famous architect of that time, the student of Bazhenov. Apparently, this was done in order to humiliate the Master.

Main entrance

По поводу причин внезапного гнева Екатерины существует несколько версий. В частности, причастность Баженова к масонам и тайное общение с цесаревичем Павлом, к которому императрица испытывала неприязнь и держала подальше от государственных дел. К тому же, дворец, построенный в свое время Баженовым для Павла, мог  показаться Екатерине похожим на предназначенный для нее в Царицыно - прямое оскорбление.  
Есть версия, что гнев был вызван наличием масонских символов на постройках. Также возможно, что императрица охладела к проекту Царицыно в связи с обретением новой задумки - усадьбы Пелла в окрестностях Санкт-Петербурга. Некоторые связывают случившееся с изменившимся культурно-архитектурным мировоззрением Екатерины.
Regarding the reasons for the sudden anger of Catherine there are several versions. In particular, the involvement of Bazhenov to Masons and secret communication with the Prince Paul, which Empress disliked and kept away from public affairs. In addition, the palace of Paul also was built by Bazhenov, and this palace might seem for Catherine similar - a direct insult.
There is a version that the anger was caused by the presence of Masonic symbols on buildings. It is also possible that the Empress lost interest in the project Tsaritsyno in connection with the acquisition of new ideas - Pella estate in the St. Petersburg region. Some associate the incident with the changing of cultural and architectural views of Catherine.







Мы с женой заметили, что почти все утки плавают парами. Правда есть группки, состоящие чисто из самцов. Такие порой устраивают диверсии по отъему дам. Подплывают группой к одной из пар и ошарашивают несчастную утку валом мужского внимания. Утка подчас теряется и уплывает с ними, а незадачливый партнер остается один в ошеломлении от такого поворота судьбы.




Новый проект Большого Дома, предоставленный Матвеем Казаковым, императрица одобрила. Казаков в нем старался сохранить основные черты проекта Баженова, но не везде это удалось. В частности, дворец приобрел черты классицизма, набиравшего силу в ту пору. По-своему это был также очень талантливый проект маститого архитектора. Впрочем, на воплощение замысла не нашлось денег. Да и по всему Екатерина давно охладела к своему подмосковному детищу.
The new project of the Great House, provided by Matvei Kazakov, Empress approved. Kazakov tried to preserve the basic features of Bazhenov's project, but it could not be everywhere. In particular, the palace acquired the features of classicism, that gaining momentum at that time. In it's own way, it was also a very talented project of experiensed architect. However, there was no money in that time for the construction. And the Catherine lost interest to her idea.


Тем не менее, строительство было возобновлено в 1793 году с новыми существенными изменениями в проекте. К времени смерти императрицы в 1796 году строительство было завершено только вчерне - с временной крышей и лишь с частичной внутренней отделкой (полы). Коронованному Павлу I Царицыно не понравилось и он распорядился о дальнейшем прекращении строительства и обустройства зданий в усадьбе. 
However, construction was resumed in 1793 with new significant changes in the project. By the time of the death of the empress in 1796, construction was completed only in the rough stage - with a temporary roof and only with partial interior finishing (floor). Crowned Paul I did not like this estate, and he ordered the cessation of further construction and development of buildings in Tsaritsyno.















Уже в начале 19 века недостроенная усадьба начала приходить в запустение и зарастать. При последующих императорах и в годы советской власти неоднократно поднимался вопрос о Царицыно, однако либо инициаторы умирали, либо не находилось денег ни на достройку и восстановления, ни на демонтаж. Лишь в конце 20 - начале 21 века усадьба была восстановлена, во многом реконструирована.
In the early 19th century  unfinished manor beginning to come into disrepair. Subsequent emperors and during the Soviet authorities have repeatedly raised the issue of Tsaritsyno. But or any initiators died or there is no money for the completion and recovery or dismantling. Only in the late 20 - early 21 th century manor buildings has been restored, largely reconstructed.













Немного обработки=)



Entrance to museum

Architects Bazhenov and Kazakov



Golden hall with statue of Catherine II




Немного экспонатов выставки Воображаемый Восток
Some photo from exhibition "Imaginary East"

Плитки пресованного чая, упаковки и пресс для чая
Tea-bricks and press for it

Фонарь
Lantern



Concert hall







Vase for caviar






Еще пятнадцать лет назад все здания 18 века в усадьбе Царицыно были полуразрушены и заброшены. В парке царило запустение. Не было античных статуй. Павильоны были в плачевном состоянии. Я помню это время. Тогда здесь собирались Московские толкиенисты. Они называли это место Мандос. Здесь они сражались на бутафорских мечах и пели песни, воображая себя эльфами, гномами, орками и хоббитами. Иногда я приезжал туда выпить пива и пообщаться с хорошими людьми, которых было очень много среди толкиенистов. Многие из них стали теперь реконструкторами.
Fifteen years ago, all the buildings of the 18th century the estate Tsaritsyno were half destroyed and abandoned. Desolation reigned here. There was no antique statues in the park. Pavilions were in poor condition. I remember this time. Here was gathering of Moscow Tolkienists. They called this place Mandos. Here they fought on the dummy swords and sang songs, imagining himself the elves, dwarves, orcs and hobbits. Sometimes I went there for a beer and to socialize with good people among them. Many of them are now re-enactors.


А вот и бывший "Мандос" - место сбора московских толкиенистов по воскресеньям.
Считался более "боевой" тусовкой, нежели "Эгладор" в Нескучном Саду, где
собирались по четвергам. Здесь было больше схваток на мечах - одиночных и 
стенка на стенку (у реконструкторов - бугурт, а у толкиенистов "стенка").
Ваз в нишах тогда не было, павильон был обшарпан и исписан маркерами и краской.
Мат местных хулиганов вперемешку с рунами эльфов.
And here is the former "Mandos" - a Sundays gathering place of Moscow tolkienists.
Considered a more "combat" than "Eglador" in Neskuchnii Garden, where tolkienists gathered on Thursdays. There were more fights with swords - single and wall to wall reenactors call it bugurt, while tolkienists - "wall").
Vases in niches was not there, the pavilion was shabby and inscribed with markers and paint.
Obscene words mixed with runes of elves=))

Там внизу бились толкиенисты стенка на стенку. Брусчатки и фонарей подсветки
конечно же тогда не было. 

Вот как раз на поляне напротив этого павильона все и происходило


В 2000м году этот мост выглядел живописнее - полуразрушенный 
и древний - будто мост троллей. Мы под ним пьянствовали с толкиенистами
In 2000 the bridge looked picturesque - dilapidated
and ancient - like a bridge of troll. We drank under it with tolkienists

И в этих оврагах тоже схватывались на бутафорских мечах 
и сидели группки общающихся

Раньше я часто рисовал эту ротонду

В 2000м году этой статуи еще не было - стоял лишь выщербленный постамент
In 2000 this statue were absent - there was only a jagged pedestal

В начале февраля 2016 года я вернулся в этом место и мало что смог узнать здесь. Я испытал двоякие чувства. С одной стороны все здесь стало так ухожено и красиво. С другой стороны, немного грустно оттого, что то Царицыно, каким я помню его - таинственное, заброшенное, мистическое - кануло в прошлое навсегда.